МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Золотой петушок
Дата создания: 1909г.

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line


В том же виде искусств
Царская невеста
Дама с собачкой
Золотой петушок
Золотой век
Обручение в монастыре

Созданные в то же время
Золотой петушок
Портрет балерины А.П.Павловой

Того же типа
Руслан и Людмила
Иван Сусанин
Борис Годунов
Демон
Хованщина

В том же жанре
Иван Сусанин
Борис Годунов
Демон
Хованщина
Евгений Онегин


Произведение
Война и мир
Война и мир


Персоналия
Стравинский Игорь Фёдорович
Стравинский Игорь Фёдорович


Билибин И.Я. Шатер Шемаханской царицы. Эскиз декорации ко второму действию оперы Н.А. Римского-Корсакова
Билибин И.Я. Шатер Шемаханской царицы. Эскиз декорации ко второму действию оперы Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок"
Автор: Римский-Корсаков Н.А.


    Римкий-Корсаков начал сочинение "Золотого петушка" в октябре 1906 года. При обсуждении плана сценария Римский – Корсаков указывал Бельскому: "Главное не надо увлекаться намеками на современное положение". Сочиняя "Золотого петушка", композитор и либретист все же насытили оперу многочисленными аллюзиями на современность. Но идейно – образное содержание "Золотого петушка" не исчерпывается сатирой. Фантастические образы Звездочета, Шемаханской царицы и золотого петушка, хотя и приближают крушение додонова царства, выходят за грани политической сатиры. Понять своеобразие замысла оперы можно только в его целостности. Разумеется любая попытка истолкования идейного содержания столь сложного произведения неизбежно будет иметь гипотетический характер. Римский – Корсаков и Бельский определили жанр "Золотого петушка" как небылицу в лицах, по контрасту с "былью колядкой". и оперой – былиной. В "Сказку о золотом петушке " людская молва "быльи небыль разглашала". Определяя жанр Золотого петушка как как небылицу в лицах, авторы исходили из опыта русского фольклора, особую разновидность которого составляют "скоморошины", песни, пляски, побасенки шуточного содержания, переворачивающих привычное представление о мире. Знакомясь с записями "скомарошин", Римский-Корсаков, конечно, обратил внимание на то, что,наряду с напевами плясового, прибауточного склада, встречаются близкие по типу былинным, эпическим Намеренный контраст текста и напева обуславливает выразительный комедийный эффект. В опере сатира и фантастика существуют в равных основаниях . Все более сгущающаяся напряженная атмосфера приобретающая в финале зловеций характер, позволяет назвать золотого петушка философской трагикомически-сатирической сказкой.
   



Билибин Иван Яковлевич




 



  (c) портал "Культура России"