МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Дата создания: 1479г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Свежий ветер. Волга.
На севере диком...
Вечерний звон
Владимирка
Голгофа

Созданные в то же время
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля

Того же типа
Апостол Павел. Из деисусного чина
Рождество Христово
Преображение. Икона из ярославского Спасо-Преображенского собора
Никола с житием
Св. Лука, рисующий Богоматерь

В том же жанре
Митрополит Петр
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Богоматерь Оранта из Мирожского монастыря
Огненное восхождение пророка Илии


Произведение
Грузинки. Завод Гарднера
Грузинки. Завод Гарднера


Персоналия
Иванов Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич


Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля


   В связи с нарастанием в иконах последней трети XV века празднично-репрезентативного начала старые иконографические изводы перерабатываются в направлении все большей торжественности. Например, в сцене успения резко увеличивается количество фигур и усложняется сюжетная ткань композиции.
    В известной иконе из Успенского собора ложе Богоматери обступили не только апостолы, святители и святые жены, но и сонмы ангелов. Стоящий позади апостола Павла ангел замахнулся мечом на нечестивца Авфония, прикоснувшегося к ложу Богоматери (согласно легенде,
Авфонию были отсечены обе руки). Наверху представлены возносящаяся на небо Богоматерь и подлетающие к ней на облаках апостолы, которые, по свидетельству древнего апокрифа, были извещены о близкой смерти Марии и принесены на облаках ангелами, чтобы • дать возможность ученикам Христа попрощаться с его матерью. Часто этот эпизод сопровождается дополнительным изображением, почерпнутым из того же апокрифа: возносящаяся на небо Мария бросает свой пояс опоздавшему явиться к ее смертному одру апостолу Фоме. По перенасыщенности фигурами икона во многом перекликается с сербскими фресками на ту же тему. По-видимому, парадные многофигурные композиции этого рода были в почете в великокняжеской среде, иначе трудно объяснить происхождение из того же Успенского собора таких многофигурных икон, как "Страшный суд" и "Апокалипсис".

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980.






 



  (c) портал "Культура России"