МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Жизель
Дата создания: 1841г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Ревизор
Горе уму
Свадьба Кречинского

Созданные в то же время
Жизель

Того же типа
Жизель
Конек-Горбунок
Спящая красавица
Щелкунчик
Дама с собачкой

В том же жанре
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Свадьба Кречинского


Произведение
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль


Персоналия
Истомина Авдотья Ильинична
Истомина Авдотья Ильинична


Андреянова Е.И. Жизель
Андреянова Е.И. Жизель
Актеры: Андреянова Е.И.


   Вершиной романтической хореографии поныне считается балет "Жизель", поставленный на сцене парижской Оперы в 1841 году. Сценарий "Жизели" сочинил французский поэт Теофиль Готье по записанной немецким поэтом Генрихом Гейне старинной легенде о вилисах - девушках, которые погибали до свадьбы и потом мстили путникам, затанцовывая их до смерти. Снова действительное соприкасалось с ирреальным. Поэтический сюжет "Жизели" перекликался с сюжетом "Сильфиды", но был драматически усложнен. Крестьянка Жизель узнавала, что ее жених - переодетый граф и, значит, свадьбе не бывать. Девушка сходила с ума и умирала, но продолжала любить Альберта и после смерти. Став вилисой (второй акт), Жизель спасала его от мести своих бессердечных подруг. Романтическая тема разлада мечты и действительности обретала здесь глубокий гуманистический смысл: любовь побеждала смерть, и ветреный прежде герой уходил с кладбища потрясенный раскаянием. Композитор "Жизели" Адольф Адан (1803-1856) сотрудничал с Тальони и последовал за ними из Парижа в Петербург, где написал музыку другого романтического балета - "Морской разбойник". В "Жизели" он усовершенствовал тот принцип симфонизации музыкально-танцевального действия, который выдвинула хореография Тальони. Постановщиком "Жизели" был Жан Коралли, а Жюль Перро сочинил танцы для первой исполнительницы заглавной роли, прославленной балерины романтизма Карлотты Гризи, которая позже, в 1851-1853 годах, гастролировала в Петербурге.В "Жизели" основные образы и узловые события развивались в единстве пантомимы и танца; этот балет навсегда остался образцом такого единства. Уже в сцене первой встречи Жизели и Альберта танец и пантомима переплетались так естественно, что исчезала грань между танцевальным движением и пантомимным жестом. Только что Жизель порхала и кружилась в танце, говорящем о ее счастье. Но входил Альберт, и в невольном смущении героев танцевальная речь приумолкала, снижалась до шепота, танец уступал место простой походке, бытовому жесту: Жизель хочет уйти, Альберт удерживает ее, оба садятся на скамейку. Но смущение исчезает, разговор становится громче, и постепенно от чуть приметных глиссадов, делая которые, Жизель совсем еще бытовым движением манит к себе Альберта, пантомима переходит в танец. В следующей сцене танец преобладает. Но и здесь он отличен от танца ради танца: Жизель то издали дразнит Альберта, скрываясь за вереницей подруг, то нежданно встречается с ним. И дальше, вплоть до сцены сумасшествия, в которой пантомима пронизана танцем воспоминанием о погибшем счастье, до сцены смерти Жизели, - сплетаются в действии танец и танцевальная пантомима.Во втором акте преобладает танец, но он ни разу не возникает в виде вставного номера. Здесь он-цель. Для призрачных вилис пляска - то же, что дыхание для живых людей. Здесь он - и средство. Танцем вилисы убивают пришельцев, но танцем Жизель и защищает Альберта. Этот танец сохранял стилевые особенности хореографии Тальони, соединявшей воздушность с приемами устойчивости. Мария Тальони одна, без поддержки партнера, "стоя на ноге, как привинченная к полу", проделывала сложные па адажио. В этих принципах построено адажио Жизели во втором акте - единственное адажио, исполняемое балериной без поддержки партнера, которое сохранилось в балетном репертуаре по сей день.Романтическая реформа Тальони сказалась и в области кордебалетных танцев "Жизели": они подытожили находки хороводных танцев наяд и сильфид из балетов Тальони. Кордебалет "Жизели" стал активным действующим лицом драматических событий, и его танцевальные темы, выпеваемые в унисон, сплетались и перекликались с танцевальными темами солистов, образуя с ними симфоническое единство."Жизель" - вершина романтического балета, здесь достигнуты поэтическая содержательность пантомимы и танца, живая слитность этих двух начал, тесное взаимодействие танца солистов и кордебалета.Через год после парижской премьеры, в 1842 году, балетмейстер Титюс показал "Жизель" в Петербурге. Первой русской Жизелью стала Е. И. Андреянова. Вскоре спектакль пошел и на московской сцене. В России этот балет получил длительную сценическую жизнь. Хореография спектакля непрерывно обогащалась и трансформировалась, при том что сценарий и музыка оставались незыблемой основой целого. К концу XIX века, когда балет Западной Европы пришел в упадок, "Жизель" сохранялась только на русской сцене, а в начале XX века была возвращена Западу как произведение русской хореографии.

25 Оперных произведений М.,1993



Андреянова Елена Ивановна




 



  (c) портал "Культура России"