МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Жизель
Дата создания: 1841г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Жизель
Руслан и Людмила
Конек-Горбунок
Спящая красавица
Снегурочка

Созданные в то же время
Жизель

Того же типа
Жизель
Конек-Горбунок
Спящая красавица
Щелкунчик
Дама с собачкой

В том же жанре
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Свадьба Кречинского


Произведение
Иван Грозный
Иван Грозный


Персоналия
Рахманинов Сергей Васильевич
Рахманинов Сергей Васильевич


Андреянова Е.И. Жизель
Андреянова Е.И. Жизель
Актеры: Андреянова Е.И.


   Вершиной романтической хореографии поныне считается балет "Жизель", поставленный на сцене парижской Оперы в 1841 году. Сценарий "Жизели" сочинил французский поэт Теофиль Готье по записанной немецким поэтом Генрихом Гейне старинной легенде о вилисах - девушках, которые погибали до свадьбы и потом мстили путникам, затанцовывая их до смерти. Снова действительное соприкасалось с ирреальным. Поэтический сюжет "Жизели" перекликался с сюжетом "Сильфиды", но был драматически усложнен. Крестьянка Жизель узнавала, что ее жених - переодетый граф и, значит, свадьбе не бывать. Девушка сходила с ума и умирала, но продолжала любить Альберта и после смерти. Став вилисой (второй акт), Жизель спасала его от мести своих бессердечных подруг. Романтическая тема разлада мечты и действительности обретала здесь глубокий гуманистический смысл: любовь побеждала смерть, и ветреный прежде герой уходил с кладбища потрясенный раскаянием. Композитор "Жизели" Адольф Адан (1803-1856) сотрудничал с Тальони и последовал за ними из Парижа в Петербург, где написал музыку другого романтического балета - "Морской разбойник". В "Жизели" он усовершенствовал тот принцип симфонизации музыкально-танцевального действия, который выдвинула хореография Тальони. Постановщиком "Жизели" был Жан Коралли, а Жюль Перро сочинил танцы для первой исполнительницы заглавной роли, прославленной балерины романтизма Карлотты Гризи, которая позже, в 1851-1853 годах, гастролировала в Петербурге.В "Жизели" основные образы и узловые события развивались в единстве пантомимы и танца; этот балет навсегда остался образцом такого единства. Уже в сцене первой встречи Жизели и Альберта танец и пантомима переплетались так естественно, что исчезала грань между танцевальным движением и пантомимным жестом. Только что Жизель порхала и кружилась в танце, говорящем о ее счастье. Но входил Альберт, и в невольном смущении героев танцевальная речь приумолкала, снижалась до шепота, танец уступал место простой походке, бытовому жесту: Жизель хочет уйти, Альберт удерживает ее, оба садятся на скамейку. Но смущение исчезает, разговор становится громче, и постепенно от чуть приметных глиссадов, делая которые, Жизель совсем еще бытовым движением манит к себе Альберта, пантомима переходит в танец. В следующей сцене танец преобладает. Но и здесь он отличен от танца ради танца: Жизель то издали дразнит Альберта, скрываясь за вереницей подруг, то нежданно встречается с ним. И дальше, вплоть до сцены сумасшествия, в которой пантомима пронизана танцем воспоминанием о погибшем счастье, до сцены смерти Жизели, - сплетаются в действии танец и танцевальная пантомима.Во втором акте преобладает танец, но он ни разу не возникает в виде вставного номера. Здесь он-цель. Для призрачных вилис пляска - то же, что дыхание для живых людей. Здесь он - и средство. Танцем вилисы убивают пришельцев, но танцем Жизель и защищает Альберта. Этот танец сохранял стилевые особенности хореографии Тальони, соединявшей воздушность с приемами устойчивости. Мария Тальони одна, без поддержки партнера, "стоя на ноге, как привинченная к полу", проделывала сложные па адажио. В этих принципах построено адажио Жизели во втором акте - единственное адажио, исполняемое балериной без поддержки партнера, которое сохранилось в балетном репертуаре по сей день.Романтическая реформа Тальони сказалась и в области кордебалетных танцев "Жизели": они подытожили находки хороводных танцев наяд и сильфид из балетов Тальони. Кордебалет "Жизели" стал активным действующим лицом драматических событий, и его танцевальные темы, выпеваемые в унисон, сплетались и перекликались с танцевальными темами солистов, образуя с ними симфоническое единство."Жизель" - вершина романтического балета, здесь достигнуты поэтическая содержательность пантомимы и танца, живая слитность этих двух начал, тесное взаимодействие танца солистов и кордебалета.Через год после парижской премьеры, в 1842 году, балетмейстер Титюс показал "Жизель" в Петербурге. Первой русской Жизелью стала Е. И. Андреянова. Вскоре спектакль пошел и на московской сцене. В России этот балет получил длительную сценическую жизнь. Хореография спектакля непрерывно обогащалась и трансформировалась, при том что сценарий и музыка оставались незыблемой основой целого. К концу XIX века, когда балет Западной Европы пришел в упадок, "Жизель" сохранялась только на русской сцене, а в начале XX века была возвращена Западу как произведение русской хореографии.

25 Оперных произведений М.,1993



Андреянова Елена Ивановна




 



  (c) портал "Культура России"