МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Иоанна Воина на Якиманке
Дата создания: 1709г. - 1712г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Дворец в усадьбе Архангельское
Таврический дворец
Дом П.Е. Пашкова
Церковь Троицы в селе Александровском
Михайловский (Инженерный) замок

Созданные в то же время
Фрески церкви Благовещения в Ярославле

В том же жанре
Церковь Филиппа митрополита
Церковь Троицы в селе Александровском
Церковь Большого Вознесения на Никитской
Никольский Морской собор
Казанский собор


Произведение
Давыдов Н. Шлем
Давыдов Н. Шлем


Персоналия
Шехтель Франц (Фёдор) Осипович
Шехтель Франц (Фёдор) Осипович


Автор: Зарудный И.П. (?)


   По преданию, церковь сооружена на вклад Петра I и по его распоряжению, с использованием его чертежа. Сходство ряда деталей церкви (полукруглые фронтонные завершения посередине карниза, пилястры на ребрах восьмерика, волюты, балконы с балюстрадами, обрамления порталов) с деталями Меншиковой башни, а также высокие художественные достоинства памятника позволяют ученым приписывать его И. П. Зарудному. Церковь Ивана Воина принадлежит к числу лучших произведений раннепетровской архитектуры в Москве. В изменениях, которые претерпел здесь традиционный тип храма "восьмерик на четверике", сказывается стремление к более пластической и мягкой трактовке форм, к их слиянию, то есть идет процесс кристаллизации принципов барокко. Первый "восьмерик", стоящий на четверике, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод (переход к нему осуществлен при помощи тромпов); второй восьмерик, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом; полукружия карнизов, люкарны, балюстрады, волюты "размывают" границы ярусных членений. При этом наметившееся здесь стремление к выделению фасадов вступает в противоречие с традиционной объемностью масс центрического древнерусского храма. Тот же переходный характер отличает и наружное декоративное убранство памятника: традиционные детали "московского барокко" сочетаются в
    нем с новыми мотивами, утвердившимися в московском зодчестве в первой четверти XVIII в. под воздействием европейского барокко. Внутри храма создается единое обширное внутреннее пространство. В западной части церкви изначально существовали хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью, исполненной в 1779 1785гг. художником Гавриилом Доможировым. Архитектуру Ивана Воина высоко ценил В. И. Баженов. По его проекту в 1785-1791 гг. был изготовлен четырехъярусный иконостас и надпрестольная сень на шести колоннах. В 1860х гг. по распоряжению митрополита Филарета Дроздова иконостас был разобран и заменен новым, не представляющим художественной ценности. В 1928 г. вместо него был установлен иконостас, одновременный храму (1708), перенесенный из церкви Трех святителей у Красных ворот. Ограда храма с красивой кованой решеткой относится к 1754-1758 гг. (в 1985г., в связи с расширением улицы, часть ограды была разобрана и затем установлена на новом месте).

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.491






 



  (c) портал "Культура России"