МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Большого Вознесения на Никитской
Дата создания: 1798г. - 1848г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Грановитая палата в Московском Кремле
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Церковь Зачатия Анны "Что в углу"
Трапезная Андроникова монастыря

Созданные в то же время
Скульптура "Водоноска"
Здание Генштаба
Михайловский дворец
Портрет жены художника
Портрет З.А. Волконской

В том же жанре
Церковь Василия на Горке в Пскове
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Благовещенский собор Московского Кремля


Произведение
Оклад иконы
Оклад иконы "Троица". Москва


Персоналия
Суриков Василий Иванович
Суриков Василий Иванович


Церковь Большого Вознесения на Никитской
Церковь Большого Вознесения на Никитской
Автор: Бове О.И., Шестаков Ф.М.


   Возведена рядом с церковью Вознесения 1685 г. у ворот Белого города и завершает собой перспективу Никитской улицы. Заказчиком храма был Г. А. Потемкин, по приказу которого к 1775 г. уже было заготовлено для новой стройки около миллиона кирпичей. В основу храма Большого Вознесения, как его стали именовать в отличие от церкви XVII в., должен был лечь проект И. Е. Старова, если справедливо предание, хранимое потомками архитектора. Закладка здания церкви состоялась в 1798 г. Но строительство грандиозного храма, в изобилии украшенного колоннами коринфского ордера и скульптурой, подвигалось медленно, и к началу Отечественной войны 1812 г. он был далек от завершения. В пожар Москвы 1812 г. недостроенное здание сильно пострадало. Следующий этап строительства начался в 1829 г., когда прежний проект был существенным образом переработан Ф. М. Шестаковым и в новом варианте утвержден Комиссией для строений. К этому времени трапезная с двумя приделами (Владимирской Богоматери и святителя Николая) была уже построена (освящена в 1816г.), и венчание А. С. Пушкина с Н. Н. Гончаровой 2 марта (ст. ст.) 1831г. проходило в ней. О. И. Бове дополнил проект Шестакова в 1830 г. двумя четырехколонными портиками на северном и южном фасадах. Сооружение церкви было завершено по одним источникам в 1840 г., по другим в 1848 м. Возведение многоярусной колокольни не состоялось. При храме была оставлена старая колокольня церкви XVII в., разобранной в 1831 г. Церковь Большого Вознесения принадлежит к типичным памятникам зодчества Москвы эпохи зрелого классицизма, отличаясь чистотой и строгостью архитектурных форм. Объемно-пространственное решение здания строится на сочетании простейших геометрических объемов с подчеркнутой гладью стен: основного куба, цилиндра барабана, завершенного невысоким куполом, полуцилиндра апсиды. Единственным украшением фасадов являются сильно выступающие (как у Д. Жилярди) четырехколонные ионические портики, лишенные фронтонов. Небольшая трапезная (по высоте уравненная с апсидой), примыкая с запада к храму, окончательно утверждает общую симметричность композиции.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.499






 



  (c) портал "Культура России"