МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"
Дата создания: 1649г. - 1652г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Александринский театр
Театральная улица
Исаакиевский собор
Дворец на Елагином острове
Здание Генштаба

Созданные в то же время
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"

В том же жанре
Церковь Спаса в Уборах
Меншикова башня
Петропавловский собор
Собор Смольного монастыря
Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой


Произведение
Оклад иконы
Оклад иконы "Троица". Москва


Персоналия
Мочалов Павел Степанович
Мочалов Павел Степанович


Церковь Рождества Богоматери
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"


   Построена на месте сгоревшей в 1648г. деревянной трехшатровой церкви, за стенами Белого города у начала дороги на Дмитров. Сооружалась на пожертвования царя Алексея Михайловича. Первоначально включала церкви Рождества Богоматери и Неопалимой купины (это была первая каменная церковь на Руси в честь Неопалимой купины) и шатровую колокольню, встроенную между ними (одностолпная трапезная с приделом Федора Тирона и сторожка, откуда идет вход на колокольню, относятся к концу XVII в.). Продолговатый четверик храма Рождества увенчан тремя стройными шатрами, поставленными в ряд на четырехскатной кровле и ориентированными с севера на юг (ряд кокошников здесь оказывается под кровлей и нависает над карнизом). Церковь Неопалимой купины завершается тремя ярусами кокошников и маленьким шатром своеобразной конструкции, имеющим в основании не восьмерик, а барабан, как у обычной главы. Доминирующая над всем колокольня объединяет эту прихотливо-нарядную группу шатров. Храм "в Путинках" последний памятник шатрового зодчества в архитектуре Москвы. Однако шатры здесь, как и во многих других храмах этого времени, увенчанных "двойнями" и "тройнями" шатров, носят уже чисто декоративный характер из перекрытия они превратились в декоративные надстройки над кровлями, не сообщающиеся с внутренним пространством основного объема здания. В приемах обработки фасадов путинковской церкви много общего с близкой к ней по времени церковью Троицы в "Никитниках"
N/A
церковью Троицы в "Никитниках"

   : та же переработка ордерных форм применительно к старым традициям и их использование в декоративных целях (полуколонки и наличники окон храма Неопалимой купины, антаблементы с фризами из ширинок и т. п.). Все убранство стен выполнено из штучного, специально формованного кирпича в духе того "дивного узорочья", которое пышным цветом расцветет в русской архитектуре второй половины XVII в. В конструктивном отношении примечательно перекрытие четверика Неопалимой купины сомкнутым сводом чуть стрельчатого очертания (тип бесстолпного храма с таким сводом возник в конце XVI в.). Внутри церковь сохранила фрагменты росписи XVII в.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С. 501



Церковь Троицы "в Никитниках"




 



  (c) портал "Культура России"