МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"
Дата создания: 1649г. - 1652г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Успенский собор во Владимире-Волынском
Золотые ворота
Церковь Покрова на Нерли
Пятницкая церковь в Чернигове
Дмитровский собор во Владимире

Созданные в то же время
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"

В том же жанре
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Троицы в Останкино
Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре
Церковь Федоровской Богоматери


Произведение
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле


Персоналия
Доронина Татьяна Васильевна
Доронина Татьяна Васильевна


Церковь Рождества Богоматери
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"


   Построена на месте сгоревшей в 1648г. деревянной трехшатровой церкви, за стенами Белого города у начала дороги на Дмитров. Сооружалась на пожертвования царя Алексея Михайловича. Первоначально включала церкви Рождества Богоматери и Неопалимой купины (это была первая каменная церковь на Руси в честь Неопалимой купины) и шатровую колокольню, встроенную между ними (одностолпная трапезная с приделом Федора Тирона и сторожка, откуда идет вход на колокольню, относятся к концу XVII в.). Продолговатый четверик храма Рождества увенчан тремя стройными шатрами, поставленными в ряд на четырехскатной кровле и ориентированными с севера на юг (ряд кокошников здесь оказывается под кровлей и нависает над карнизом). Церковь Неопалимой купины завершается тремя ярусами кокошников и маленьким шатром своеобразной конструкции, имеющим в основании не восьмерик, а барабан, как у обычной главы. Доминирующая над всем колокольня объединяет эту прихотливо-нарядную группу шатров. Храм "в Путинках" последний памятник шатрового зодчества в архитектуре Москвы. Однако шатры здесь, как и во многих других храмах этого времени, увенчанных "двойнями" и "тройнями" шатров, носят уже чисто декоративный характер из перекрытия они превратились в декоративные надстройки над кровлями, не сообщающиеся с внутренним пространством основного объема здания. В приемах обработки фасадов путинковской церкви много общего с близкой к ней по времени церковью Троицы в "Никитниках"
N/A
церковью Троицы в "Никитниках"

   : та же переработка ордерных форм применительно к старым традициям и их использование в декоративных целях (полуколонки и наличники окон храма Неопалимой купины, антаблементы с фризами из ширинок и т. п.). Все убранство стен выполнено из штучного, специально формованного кирпича в духе того "дивного узорочья", которое пышным цветом расцветет в русской архитектуре второй половины XVII в. В конструктивном отношении примечательно перекрытие четверика Неопалимой купины сомкнутым сводом чуть стрельчатого очертания (тип бесстолпного храма с таким сводом возник в конце XVI в.). Внутри церковь сохранила фрагменты росписи XVII в.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С. 501



Церковь Троицы "в Никитниках"




 



  (c) портал "Культура России"