МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Голицынская больница
Дата создания: 1796г. - 1801г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Федора Стратилата на Ручью
Троицкий собор в Пскове
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Созданные в то же время
Портрет М.И.Лопухиной
Михайловский (Инженерный) замок

В том же жанре
Церковь Спаса на Берестове
Собор Софии в Новгороде
Успенский собор Елецкого монастыря
Собор Софии в Киеве
Борисоглебский собор в Чернигове


Произведение
Таврический дворец
Таврический дворец


Персоналия
Алексеев Константин Сергеевич
Алексеев Константин Сергеевич


Автор: Казаков М.Ф.


   Построена на средства, завещанные Д. М. Голицыным. В центре главного корпуса расположена церковь-усыпальница основателя больницы, где было установлено его надгробие работы Ф.Г. Гордеева (1799; ныне в Михайловской церкви Донского монастыря). Здание больницы относится к числу лучших произведений Казакова представителя классицизма XVIII в. Вместе с тем в ее архитектуре намечаются тенденции нового этапа развития стиля позднего классицизма первой трети XIX в. Корпуса больницы спланированы еще по типу городской усадьбы "покоем", с парадным двором, отодвигающим главное (трехэтажное) здание в глубину участка, но уже весь ансамбль раскрыт навстречу улице, а боковые (двухэтажные) флигели определяют своими сильно растянутыми фасадами линию ее застройки. И сам главный корпус имеет большую горизонтальную протяженность, которая, однако, здесь еще уравновешивается центральным кубическим объемом, выделенным со стороны парадного двора мощным дорическим портиком на высоком стилобате, и завершенным огромным полусферическим куполом на высоком барабане, утверждающими высотную композицию центра здания. Цилиндры двух звонниц хотя и фиксируют углы куба, все же вынесены на линию главного фасада и благодаря этому больше служат принципу фасадности, чем объемно-пространственному решению. Немногие тонко прорисованные декоративные детали не нарушают глади стен. Церковьротонда больницы с кольцевой ионической колоннадой большого ордера, свободно стоящей внутри подкупольного пространства интерьера, считалась в свое время образцовым и классическим произведением для художников. Стены зала ротонды прорезаны арками в высоту колонн, обрамленными двухколонными вставками малого коринфского ордера. Купол диаметром 17,5л состоит из двух оболочек: нижней, кессонированной, и верхней, украшенной живописью. Причем параболическая форма купола, отверстие, сделанное в нижней его оболочке, как и арки стен, увеличивают пространственность интерьера церкви. Стены ниш отделаны гризайльной росписью, что в сочетании со скульптурным декором и ордерными формами сообщает облику церковного зала большую нарядность. Тому же способствует и цветовое решение интерьера, которое стало более сложным, чем было в купольных ротондах Сената и церкви Филиппа Митрополита: помимо окраски стен Казаков обыгрывает здесь сочетание цвета колонн из искусственного мрамора, фона кессонов купола и сводов ниш, их гризайльной росписи с белым лепным декором. В парке за зданием больницы Казаков поставил две беседки и построил здание картинной галереи (завершено в 1809г.; в 1818 г. перестроено Д. Жилярди и преобразовано в больничный корпус). У начала средней аллеи был установлен обелиск с портретом Д. М. Голицына работы Гордеева.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.519



Казаков Матвей Федорович




 



  (c) портал "Культура России"