МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Дворец в усадьбе Архангельское
Дата создания: 1780г. - 1790г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Манеж
Никольский Морской собор
Аничков дворец
Ансамбль стрелки Васильевского острова
Казанский собор

Созданные в то же время
Портрет В.Е.Новосильцовой
Дворец в усадьбе Архангельское
Таврический дворец
Дом П.Е. Пашкова
Портрет неизвестной крестьянки

В том же жанре
Грановитая палата в Московском Кремле
Лефортовский (Меншиковский) дворец
Дворец в усадьбе Архангельское
Михайловский (Инженерный) замок
Большой Кремлевский дворец


Произведение
Кадило. Троице-Сергиев монастырь
Кадило. Троице-Сергиев монастырь


Персоналия
Баженов Василий Иванович
Баженов Василий Иванович


Дворец в усадьбе Архангельское
Дворец в усадьбе Архангельское
Автор: Шарль де Герн, автор проекта


   С 1681 по 1703 г. владельцем усадьбы был М. Я. Черкасский, затем она перешла к Д. М. Голицыну, который в 1730х гг. построил в стороне от боярского двора новый деревянный дом и разбил регулярный парк. Голицыны владели Архангельским с 1703 по 1810г. В 1780х гг. здесь начались большие строительные работы, которые завершились только в 1830-х гг. при новом владельце усадьбы Н. Б. Юсупове. В 1780-1790 гг. вместо старого деревянного дома был сооружен каменный двухэтажный дворец по проекту французского архитектора Ш. де Герна. Снаружи здание дворца, выстроенное в стиле классицизма XVIII в., имеет очень скромный вид. Его центр со стороны главного фасада отмечен четырехколонным портиком ионического ордера и возвышающимся над ним бельведером; парковый фасад имеет в центре овальный выступ, обработанный сдвоенными ионическими колоннами. Особую торжественность ансамблю парадного двора придают колоннады тосканского ордера, соединяющие дворец с флигелями (надстроены в 1815г.), и триумфальная арка вороТ (1817, проект С. П. Мельникова). Отличающиеся великолепием отделки интерьеры дворца были восстановлены после пожара в 1820х гг. Е. Д. Тюриным. Все парадные покои расположены анфиладой. Начинает анфилады парадный Вестибюль, украшенный пилястрами, гризайльной росписью и скульптурой. Слева от вестибюля находится Египетский зал с росписями в египетском стиле, справа Зал Дж. Б. Тьеполо , специально оборудованный для двух полотен Тьеполо: "Встреча Антония и Клеопатры" и "Пир Клеопатры". Самый парадный двусветный Овальный зал расположен в центре анфилады паркового фасада. Он отделан искусственным мрамором и обрамлен колоннадой коринфского ордера, на антаблемент которой опирается высокий купольный кессонированный свод. В плафоне купола находится живописное панно "Амур и Психея" Н. де Куртейля. В западной части дворца помещается Античный зал с гризайльной росписью, имитирующей на потолке кессонированный свод, и две восьмигранные угловые комнаты, на стенах которых развешаны полотна Гюбера Робера. В Античном зале размещены античные подлинники (в том числе фрагмент статуи I в. и оссуарий IIIII вв.) и копии с античных оригиналов итальянской и французской работы XVIII в. Оформление интерьеров дворца во многом обусловливалось теми произведениями богатейших коллекций Н. Б. Юсупова, для которых они предназначались. Предметы прикладного искусства украшают Парадную столовую, стены которой расписаны в желтоваторозовых тонах во всю высоту (единственный случай такой росписи во дворце) стилизованными изображениями египетских богов: горки в углах зала с китайскими и японскими вазами XVIII-XIX вв., витрины с изделиями из фарфора и фаянса, два французских канделябра в виде фигур египтянок, итальянская скульптура рубежа XVIII-XIX вв., мебель из карельской березы работы русских мастеров и т.д. Многие предметы убранства дворца выполнены крепостными мастерами Юсупова на его заводах. Дворец с трех сторон окружен регулярным парком с партером и двумя террасами, устроенными по проекту архитектора Д. Тромбаро в 1790-х гг. Террасы обильно украшены вазами, гермами, статуями, являющимися подражанием антикам. Из павильонов парка обращает на себя внимание выстроенный Тюриным в 1819г. в виде небольшого храма павильон с бронзовой статуей Екатерины II работы Ж.Д. Рашетта. В Архангельском, как и в Останкине, был театр. Здание театра было сооружено в 1817г. В его проектировании приняли участие О. И. Бове и П. Гонзага; Тюрин, руководивший строительными работами в Архангельском, внес в проект свои коррективы; практически осуществил его Мельников. Ничем не примечательное снаружи здание театра заключает величаво-торжественный Зрительный зал (полуовальный в плане), обрамленный колоннадой коринфского ордера с аркадами, в которых помещены два яруса лож. Декорации для театра были написаны по эскизам Гонзага. Завершило усадебный комплекс сооружение колоннады храмаусыпальницы Юсуповых (1909-1916, Р. И. Клейн при участии Г. Б. Бархина). Построенное перед самой революцией здание не было использовано по назначению. Ансамбль усадьбы Архангельское, сконцентрировавший в себе все лучшие достижения русской усадебной культуры XVIII - начала XIX в., может служить образцом синтеза архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.540



Церковь Архангела Михаила в Архангельском




 



  (c) портал "Культура России"