Автор: Венецианов А.Г.
Чтобы верно понять эту картину и отдать себе отчет в ее исторической роли, необходимо вспомнить общее
состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века.
Академия художеств постепенно утрачивала руководящую роль в художественной жизни страны,
классическая традиция перестала быть единственным руслом развития русского искусства. Передовые,
прогрессивные направления, связанные с романтизмом и реализмом, либо отмежевывались от
академической школы, либо с самого начала формировались вне стен Академии и в стороне от ее эстетики.
Во главе направления, обновившего русскую живопись 1820—1830-х годов и открывшего перед ней целый
мир новых тем и художественных представлений, стоял Алексей Гаврилович Венецианов.
Путь, пройденный этим художником, глубоко своеобразен.
Венецианов никогда не учился в Академии. В юности он служил чертежником, позднее — землемером, и лишь
с 1807 года, когда ему было уже под тридцать, начал учиться живописи у прославленного портретиста
Боровиковского. До этого времени Венецианов занимался живописью только как любитель, в свободное
время копируя картины в Эрмитаже и самостоятельно вырабатывая технические навыки и художественное
мировоззрение, вне какой-либо связи с Академией и со всей официальной жизнью искусства.
Подготовка, полученная в Эрмитаже и в мастерской Боровиковского, оказалась, впрочем, достаточно
серьезной. Упорным трудом Венецианов завоевал себе почетное место среди портретистов своего времени.
Общественное признание пришло, быть может, даже раньше, чем того ожидал сам художник. В 1812 году он
был уже академиком. Но выйти в первые ряды русских живописцев ему все же пока не удалось. При
сопоставлении с прославленными творениями Боровиковского и Кипренского ранние портретные работы
Венецианова, несмотря на тонкую одухотворенность, свойственную венециановскому восприятию натуры,
казались современникам слишком скромными, лишенными артистического блеска, недостаточно
проникновенными. В самом деле, Венецианов не был прирожденным портретистом. Он — не психолог, не
аналитик. Сущность его дарования, лирического по преимуществу, должна была с наибольшей силой
проявиться в совершенно иной области. Венецианов чувствовал это с полной ясностью и на середине
жизненного пути сознательно отказался от деятельности портретиста. На одном из портретов, написанном в
1823 году, он сделал знаменательную надпись: "Венецианов сим завершает свою портретную живопись". И
хотя в дальнейшем художник время от времени все же возвращался к портретам, но его основные интересы
уже с начала 1820-х годов переместились в другую сферу. Отсюда начинается самый значительный и
плодотворный период его деятельности, с которым связана историческая роль Венецианова в развитии
русского искусства.
Венецианова называют основоположником русской жанровой живописи. Это не совсем верно — у него были
предшественники еще в XVIII веке. Но именно с Венецианова начинается подъем реалистических тенденций
в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и
повышением интереса к современной жизни.
Передовая русская идеология этого времени складывалась под прямым воздействием Отечественной
войны 1812 года и дворянского революционного движения, оформившегося в программе декабристов.
Отечественная война необычайно высоко подняла народное самосознание, чувство патриотизма и
национальной гордости. Народный характер войны и патриотические подвиги простых русских людей надолго
приковали к себе внимание передовой общественности России и вызвали своеобразную переоценку
эстетических ценностей: народные образы и национальные сюжеты заняли в русском искусстве
чрезвычайно значительное место, несоизмеримое с той эпизодической ролью, которую они играли в
творчестве большинства мастеров XVIII века. Обращение к народу влило новые силы в русскую
художественную культуру. Передовые творческие направления опирались на тот круг идей, который
выдвинула дворянская революционная мысль.
Критика того времени указывала на "мощное направление современного гения к народности" во всех
областях искусства. "Народность" стала центральной проблемой передовой русской культуры двадцатых и
тридцатых годов прошлого века. Понятием народности пытались воспользоваться даже реакционные
публицисты, включив его в официальную формулу правительственной политики ("православие,
самодержавие, народность").
В противовес официальному истолкованию народности в передовых художественных кругах складывалось
совершенно иное ее понимание, сформулированное одним из прогрессивных теоретиков искусства в начале
тридцатых годов:
"Разумею под народностью то патриотическое одушевление изящных искусств, которое, питаясь родными
впечатлениями и воспоминаниями, отражает в своих произведениях родное благодатное небо, родную
святую землю, родные драгоценные предания, родные обычаи и нравы, родную жизнь, родную славу, родное
величие".
Новое направление творчества Венецианова непосредственно смыкается с этим кругом общественных идей.
Около 1820 года в жизни и деятельности художника наступил решительный перелом. "Родная земля, родные
обычаи и нравы" стали отныне основным содержанием его произведений. Сорокалетний художник бросил
казенную службу, чтобы всецело посвятить себя искусству. В поисках новых средств художественного
выражения он, по собственному его признанию, должен был "совершенно оставить все правила и манеры,
двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные". Все более охладевая к портретной живописи,
он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра.
Первой вехой на новом пути была картина "Гумно", в которой уже вполне отчетливо проявляются основные
особенности жанровой живописи Венецианова.
Период конца 1820-х годов стал временем наивысшего расцвета его таланта. Ни раньше, ни в более поздние
годы он не знал ни такой совершенной меры соответствия между замыслом и воплощением, ни такой
поразительной продуктивности. Один за другим возникали такие шедевры, как "Весна. На пашне" и "Лето.
Жатва" — поэтическое изображение крестьянского труда, "Утро помещицы", "Дети в поле", "Жнецы" и ряд
этюдов, изображающих русских крестьян и крестьянок.
Картина "Спящий пастушок" занимает выдающееся место в этом цикле. Она принадлежит к числу самых
поэтических созданий Венецианова. Художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью
изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как
нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира. Ни один из русских мастеров его времени не
достигал такой проникновенности, такой острой правдивости и вместе с тем такой силы поэтического
чувства в изображении детских образов и детских переживаний. Этим, однако, не исчерпывается
содержание "Спящего пастушка". Здесь отчетливо и наглядно выступают все основные особенности
художественного языка Венецианова, весь строй его образного мышления, все прогрессивные стороны его
искусства, но вместе с тем и исторически объяснимая ограниченность его реализма.
Как и в "Гумне", в "Спящем пастушке" нет никакого действия. Изображен крестьянский мальчик, уснувший
в поле; он сидит на берегу узкой речки, прислонившись к стволу большой старой березы, а за ним на
дальнем плане картины открывается типичный русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими
елочками и бескрайними, до самого горизонта, полями. Но в этот несложный сюжет вложено глубокое
эмоциональное содержание.
Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и
человеку.
Главной темой картины является гармоничное слияние человека с природой, и Венецианов, несомненно,
перекликается здесь с сентиментализмом конца XVIII столетия. Та же тема была поставлена, например,
Боровиков-с Ким в портрете Лопухиной. Но достаточно сравнить венециановского "Пастушка" с работой
Боровиковского, чтобы понять, в каком направлении шло развитие русского искусства в первой четверти XIX
века и каких завоеваний уже добился реалистический метод.
В картине Венецианова полностью преодолена та условность в восприятии мира, которая еще в
значительной мере сковывала портретную живопись Боровиковского. В "Пастушке" нет и следов нарочитого
позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной
естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и
придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала
Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив — именно поза спящего
мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой
наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Особенно значительную роль в картине играет пейзаж. Он становится уже не "фоном" для изображения
человека, а самостоятельным и существеннейшим средством в передаче чувств и в построении образа.
Боровиковский дал в портрете Лопухиной только намеки на русскую природу; Венецианов же воспроизводит
ее целостный облик, намеренно подчеркивая национальные особенности пейзажа.
Венецианов именно в пейзаже выступил как основоположник нового направления, впоследствии широко
развитого русским искусством XIX века. К пейзажу "Спящего пастушка" восходит традиция, разработанная
Саврасовым, Васильевым и Левитаном. Венецианов обратился к простой, "не украшенной" природе родной
страны и воссоздал ее не только с внимательной точностью, но и с глубоким лирическим чувством.
Состояние умиротворенности и покоя, характеризующее "Спящего пастушка", раскрыто и выражено прежде
всего в пейзаже, с его спокойными, плавными, слегка круглящимися линиями, с его широкими мерными
ритмами, с его, столь тонко подмеченной художником, неяркой цветовой гаммой, построенной на
гармоничном сочетании серых, розовых, светло-зеленых и голубых тонов. Образ природы, так же как и образ
человека, в искусстве Венецианова становится носителем идиллического мироощущения.
Замечательные полотна. Л., 1966. С.100
Венецианов Алексей Гаврилович