МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Покрова Марфо-Мариинской общины
Дата создания: 1908г. - 1912г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Зачатия Анны "Что в углу"
Трапезная Андроникова монастыря
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле
Колокольня Ивана Великого
Собор Спасо-Преображения в Ярославле

Созданные в то же время
Путивль
Церковь Покрова Марфо-Мариинской общины
Золотой петушок
Портрет балерины А.П.Павловой
Похищение Европы

В том же жанре
Церковь Ризположения в Московском Кремле
Церковь Зачатия Анны "Что в углу"
Трапезная Андроникова монастыря
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле
Собор Спасо-Преображения в Ярославле


Произведение
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля


Персоналия
Коршунов Виктор Иванович
Коршунов Виктор Иванович


Щусев А.В. Церковь Покрова Марфо-Мариинской общины
Щусев А.В. Церковь Покрова Марфо-Мариинской общины
Автор: Щусев А.В.


   Небольшой женский монастырь, созданный для помощи больным, раненым и увечным воинам, состоит из немногочисленных построек, в числе которых церкви: в больничном корпусе -Жен мироносиц Марфы и Марии (1909) и главный храм обители - собор Покрова Богородицы (1908-1912). Со стороны улицы комплекс почти не виден. Его загораживают рядовые жилые постройки XIX в., в свое время купленные для общины. Лишь выразительные приземистые асимметричные ворота с калиткой, выстроенные также по рисунку А. В. Щусева, свидетельствуют о местоположении монастыря. Собор занимает срединное положение в глубине участка, являясь его композиционным и смысловым центром. Монолитный, приземистый объем храма с массивным барабаном и выразительной луковичной главой напоминает древние памятники Новгорода и Пскова. Однако эта схожесть чисто образная, что характерно для лучших произведений неорусского стиля. Рассмотрение форм и деталей храма, порой поражающих раскованностью в обращении с формальным языком древнерусского зодчества, явственно свидетельствует об использовании зодчим приемов модерна - свободное расположение и прорисовка окон, гротескная угловая звонница и т. д. Каменные барельефы и настеннаярезьба собора выполнены скульп. С. Т. Коненковым. Прекрасен его белокаменный портал, над которым помещено мозаичное изображение Спаса Нерукотворного, выполненное по рисунку М. В. Нестерова. В интерьере сохранились сюжетные и орнаментальные росписи, также исполненные М. В. Нестеровым, П. Д. и А. Д. Кориными. В северной части двора в 1909-1910 годах выстроен жилой корпус в стиле неоклассицизм. Во дворе обители в 1990 г. был открыт памятник великой княгине Елизавете Федоровне, причисленной православной церковью к лику святых (скульп. В. Клыков).
   

Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В. Архитектурные прогулки по Москве. М., 1996



Щусев Алексей Викторович




 



  (c) портал "Культура России"