МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Пиковая Дама
Дата создания: 0г.

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line


В том же виде искусств
Мазепа
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста
Дама с собачкой

Созданные в то же время
Пиковая дама
Гамлет и Офелия
Пиковая Дама

Того же типа
Царская невеста
Золотой петушок
Обручение в монастыре
Война и мир
Русалка

В том же жанре
Жизель
Руслан и Людмила
Спящая красавица
Щелкунчик
Князь Игорь


Произведение
Чаша. Сольвычегодск
Чаша. Сольвычегодск


Персоналия
Григорович Юрий Николаевич
Григорович Юрий Николаевич


Пиковая дама
Пиковая дама


   3 января 1890 года с "огромным успехом" (по отзыву современника) в Мариинском театре в Петербурге прошло первое представление балета "Спящая красавица" П. И. Чайковского. А 7 декабря того же года там же публика бурными аплодисментами приветствовала композитора после премьеры "Пиковой дамы"."Пиковая дама" заслуженно занимает первое место среди опер композитора и принадлежит к вдохновенным образцам русского и мирового классического оперного репертуара, притом, наиболее любимым и ценимым. Ее отличают музыкально-драматургическая цельность, эмоциональное богатство искренней музыки, психологическая углубленность образов героев, индивидуальное своеобразие музыкального языка, сценичность действия, развертывающегося на фоне широко написанных картин петербургской жизни. Воплощению художественного замысла подчинены насыщенная выразительность мелодики, мастерское симфоническое развитие интонационно связанного между собой тематического материала, неразрывно слитая с музыкой струментовка."Пиковая дама" заслуженно занимает первое место среди опер композитора и принадлежит к вдохновенным образцам русского и мирового классического оперного репертуара, притом, наиболее любимым и ценимым. Ее отличают музыкально-драматургическая цельность, эмоциональное богатство искренней музыки, психологическая углубленность образов героев, индивидуальное своеобразие узыкального языка, сценичность действия, развертывающегося на фоне широко написанных картин петербургской жизни. Воплощению художественного замысла подчинены насыщенная выразительность мелодики, мастерское симфоническое развитие интонационно связанного между собой тематического материала, неразрывно слитая с музыкой инструментовка.Большое значение имело деятельное участие Чайковского в работе над либретто. Верный своему стремлению к "интимной, но сильной драме" для оперного сюжета, драме, основанной на реальном жизненном конфликте, Чайковский создал лирическое произведение, исполненное необычайной выразительной силы, замечательное по глубине содержания и напряженной динамичности действия, мастерству формы.Большое значение имело деятельное участие Чайковского в работе над либретто. Верный своему стремлению к "интимной, но сильной драме" для оперного сюжета, драме, основанной на реальном жизненном конфликте, Чайковский создал лирическое произведение, исполненное необычайной выразительной силы, амечательное по глубине содержания и напряженной динамичности действия, мастерству формы.Мысль о сочинении оперы на основе повести "Пиковая дама" А. С. Пушкина захватила композитора не сразу. Когда Н. С. Кленовский прекратил работу над оперой на этот сюжет, автор либретто М. И. Чайковский предложил его брату. Тот ответил ему 28 марта 1888 года: "Извини, Модя, но я нисколько не сожалею, что не буду писать „Пиковой дамы". После неудачи „Чародейки" я хотел реванша и готов был броситься на всякий сюжет, и тогда мне завидно было, что не пишу. Теперь все это прошло, и, во 1-х, летом я непременно буду писать симфонию, а оперу стану писать только если случится сюж-ет, способный глубоко разогреть меня. Такой сюжет, как „Пиковая дама", меня не затрагивает, и я мог бы только кое-как его написать. Это значит, что в тот момент трагедия любви, социального неравенства и безумия Германа, порожденного общественными условиями эпохи, не заинтересовала Чайковского.Однако по совету директора мператорских театров И. А. Всеволожского Чайковский все-таки ознакомился с либретто. Как вспоминал впоследствии Н. Д. Кашкин, композитор признавался друзьям, что сначала даже смеялся над идеей подобной оперы. "Потом,—говорил он,— мне пришло в голову, что сцена в спальне графини великолепна, а потом и пошло, и пошло, и пошло..." На совещании у Всеволожского, в середине декабря 1889 года, в либретто были сделаны серьезные изменения по сравнению с повестью Пушкина. По желанию Всеволожского, не вызвавшему возражений со стороны композитора, действие перенесли в XVIII век. Соответственно с этим возникло и множество жанрово-бытовых подробностей (сцена гуляния в Летнем саду, интермедия "Искренность пастушки" на слова поэта екатерининских времен П. М. Карабанова с музыкой, стилизованной под Моцарта, и т. д.); введена была сцена у Зимней канавки; Лиза сделалась внучкой графини, и судьба ее сложилась по-иному. В результате опера приобрела характер "большого спектакля", нарядного зрелища, но гениальное музыкально - драматургическое чутье Чайковского вдохнуло в нее подлинную жизнь.Новый замысел целиком заполнил воображение композитора. В поисках уединения и возможности работать без помех 14 января 1890 года Чайковский уехал за границу, решив поселиться во Флоренции. Он прибыл туда 18 января, остановился в полупустой гостинице "Вашингтон" и уже на следующий день начал писать первую картину оперы. Предстояло сделать действительно "невероятный фокус,— сообщал Чайковский П. И. Юргенсону 28 января (9 февраля),—написать оперу к будущему сезону".Кончая вторую картину, Чайковский 2 (14) февраля поделился своими сомнениями с братом Модестом: "Хорошо или дурно выходит — не знаю. Иногда я очень доволен, иногда нет — но я не судья". В Италии он тосковал, и его тянуло в Россию, особенно когда началась весна, его любимое время года. Работал он, по его признанию, "очень усердно", то легко, "как в былые годы", то "не без напряжения и усилий воли". Четвертая картина (в спальне графини), центральная в опере, давалась "очень трудно — не знаю почему",— жаловался Чайковский Модесту Ильичу. С ним он советовался о переменах в либретто.
   
   
   






 



  (c) портал "Культура России"