Сайты по теме Актеры советского кино Госкино Журнал Киноизм
В том же виде искусств Земля Путевка в жизнь Окраина Счастье Трилогия о Максиме Горьком
Созданные в то же время Горе уму Броненосец Потемкин Третья Мещанская
Того же типа Третья Мещанская Потомок Чингисхана Человек с киноаппаратом Земля Путевка в жизнь
В том же жанре Путевка в жизнь Окраина Счастье Трилогия о Максиме Горьком Летят журавли
Произведение
Церковь Покрова на Нерли
Персоналия
Гердт Зиновий Ефимович
|
|
|
Автор: Эйзенштейн С.М.
Невиданный успех завоевал Эйзенштейн своим фильмом — "Броненосец "Потемкин" (1925). Восстание моряков на военном корабле в июле 1905 г. в этой картине стало образом первой русской революции, трагически подавленной, но не побежденной.
Стремясь к максимальной правдивости, Эйзенштейн, его постоянный оператор Э. К. Тиссэ, ассистенты Г. В. Александров, М. М. Штраух и другие производили съемки в подлинных местах революционных событий. Фильм снимался как хроника, а композиционно строился как драма.Фильм начинается с эпизода возмущения моряков. Офицеры пытаются расправиться с зачинщиками, а это вызывает мощный революционный взрыв. Режиссер показывает картины революционных событий в Одессе. Потрясающее впечатление производит сцена расстрела мирных жителей на лестнице у одесского порта. Дав залп по штабу контрреволюции, броненосец "Потемкин" уходит в море. Его преследует царская эскадра. Словно огромное сердце, стучат машины броненосца, когда он победоносно проходит сквозь безмолвную, отказавшуюся стрелять по своим эскадру.
Композиция этого немого фильма была удивительно стройна и гармонична. Язык образен, метафоричен. Массовые сцены монументальны и динамичны. Эйзенштейн понял и доказал, что художник в кинематографе может свободно владеть не только пространством и движением, но и временем. Монтаж даёт возможность ускорять, уплотнять, концентрировать время, а при необходимости замедлять, растягивать его.Бесконечно тянется на экране мгновение перед командой офицера "пли!" по безоружным матросам. Бесконечно шагают и шагают вниз по одесской лестнице каратели с ружьями наперевес. Со зловещей медлительностью подползает в тумане к броненосцу царская эскадра. Замедленные, растянутые во времени драматические эпизоды производят огромное, ошеломляющее впечатление, особенно когда они сталкиваются с эпизодами, в которых движение убыстрено (сцены расправы с офицерами, паники женщин и детей на лестнице). Другой великий советский кинорежиссер — В. Пудовкин назвал это открытие так: время крупным планом."Броненосец "Потемкин" с колоссальным успехом прошел по экранам всего мира, возвестив рождение нового, советского революционного кино. Этот фильм стал бессмертным, классическим.
Эйзенштейн Сергей Михайлович
|
|
|