МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Московский дворик
Дата создания: 1878г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Над вечным покоем
Покорение Сибири Ермаком
Гадалка
Март
Золотая осень

Созданные в то же время
Московский дворик
Рожь

Того же типа
Успение
Петр и Павел
Пророк Илия в пустыне
Богоматерь Одигитрия
Ярославская Оранта

В том же жанре
Купчиха за чаем
Портрет И.Б.Кустодиевой
Портрет Ф.И.Шаляпина
Русская Венера
Канчэндзона


Произведение
Дворец в Боголюбово
Дворец в Боголюбово


Персоналия
Ефремов Олег Николаевич
Ефремов Олег Николаевич


Поленов В.Д. Московский дворик
Поленов В.Д. Московский дворик
Автор: Поленов В.Д.


   Тихо, незаметно, скромно появилось на VI выставке Товарищества передвижников это небольшое по размерам произведение. Оно было написано В. Д. Поленовым, уже сложившимся художником, только что вступившим в члены Товарищества и впервые выставлявшимся вместе с коренными передвижниками. Намереваясь поставить картину на выставку, автор писал И. Н. Крамскому:
    "К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать
потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета. . ."
    К открытию выставки в Петербурге картина не поспела и впервые экспонировалась уже в Москве, где 7 мая 1878 года открылась VI передвижная. Спустя несколько дней Третьяков писал в Петербург тому же Крамскому:
    "Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде и того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано".
    Эта небольшая, скромная и милая картина не затерялась среди "боевиков" выставки, выдержала художественный искус рядом с "Протодьяконом" Репина, с "Встречей иконы" Савицкого, с "Витязем на распутье" Васнецова, с "Кочегаром" и "Заключенным" Ярошенко, с пейзажами Шишкина и Куинджи, портретами Крамского, жанрами Мясоедова, Максимова и В. Маковского. Больше того, вскоре она стала восприниматься как одно из лучших произведений национальной живописи, как жемчужина русского искусства.
    "Картинка моя действительно продана, — писал Поленов 19 мая П. П. Чистякову, — ее купил Павел Михайлович Третьяков".
    Тонкий ценитель русского искусства и на этот раз не ошибся: "Московский дворик" выявил в Поленове исключительное дарование художника-пейзажиста и явился одним из поворотных моментов в истории создания так называемого интимного, лирического пейзажа, который около полустолетия господствовал в русской живописи.
    Московская, типичная для того времени обстановка: деревянный с колоннами особнячок, тенистый сад с сараем и колодцем при нем, характерная, до сих пор существующая пятиглавая церковка с шатровой колокольней, яркая зелень травы на дворе, женщина, несущая ведро с водой, беззаботно играющие ребятишки, запряженная в телегу лошадка — все эти типичные черты пейзажа старой Москвы объединились волшебной кистью живописца в широкую бытовую картину, властно покоряющую зрителя непосредственностью правдивого отображения жизни.
    Не сюжетными деталями и повествовательными подробностями достигает здесь Поленов художественного эффекта, а исключительно живописными средствами, захватывающими зрителя сразу, при первом взгляде на картину, еще до того, как он станет внимательно в нее вглядываться.
    Мягкий, почти физически ощутимый, заполняющий всю картину воздух погожего летнего дня, проплывающие в ясном бездонном небе и тающие в вышине облака, слепящий глаза солнечный блеск повсюду — на стене и крыше особнячка, на колокольне и на главах церкви, на сарае, на крышах дальних строений, на дорожке — все это придает картине ее покоряющую, неповторимую поэтичность.
    По-новому после "Московского дворика" засветились в русской живописи краски, засияло солнце, зашелестели деревья, пейзаж ожил и засверкал, как бы предчувствуя скорое явление Левитана. Вместе с Саврасовым и Ф. Васильевым Василий Дмитриевич Поленов своей картиной "Московский дворик" открывал новую главу в истории русского пейзажа.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.234






 



  (c) портал "Культура России"