Автор: Перов В.Г.
Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути. Уже в одной из своих ранних картин — "Проповедь в селе" — художник уделил крестьянским ребятишкам существенное место. Большую роль детские образы играют и в картинах "Чаепитие в Мытищах", "Монастырская трапеза", "Проводы покойника", "Очередные у бассейна". Им же посвящены "Тройка" и "Спящие дети".
Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова.
В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.
Среди произведений Перова, посвященных детской теме, "Тройка", или, как называл эту картину сам автор, "Ученики-мастеровые везут воду", принадлежит к числу наиболее известных. Она получила всеобщее признание современников и вместе с другой работой — "Приезд гувернантки в купеческий дом" — принесла Перову звание академика. Но лучшей похвалой художнику был все же восторженный отзыв В. В. Стасова и приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.
... Зимний вьюжный вечер. По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!
Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее черных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки. Сзади какой-то человек — то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий — пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.
"Кто из нас не знает "Тройку" Перова, — писал В. В. Стасов, — этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах. .."
Много позже, почти десятилетие спустя, Перов написал рассказ "Тетушка Марья", который до некоторой степени освещает длительный путь творческих исканий художника. В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры и свою работу над образом среднего мальчика, "коренника" изнуренной "тройки". Он умер вскоре, этот мальчик, и его мать, тетушка Марья, пришла как-то к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником. Она была поражена сходством своего ребенка с маленьким мастеровым, настолько жизненно правдивым был созданный художником образ ...
Главное внимание Перова при работе над "Тройкой" было обращено на изображение детей. Он отводит им центральное место; они написаны особенно тщательно, любовно, бережно. Художник вложил в образы детей-тружеников свое горячее сочувствие бедному люду.
В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности. Дошедшие до нас подготовительные материалы к "Тройке" свидетельствуют, что и в работе над этой картиной Перов первоначально пошел по тому же пути. И в карандашном и в масляном эскизах лица детей почти уродливы в своем крайнем истощении, ребячьи фигурки угловаты, а острые линии лохмотьев еще более подчеркивают их худобу.
Не удивительно, что оба эскиза не удовлетворили Перова. Он выбрал путь поэтизации детских образов, придал им черты миловидности и выражение страдания.
"Тройка", подобно "Проводам покойника", находит себе целый ряд аналогий в русском искусстве второй половины XIX столетия. "У Мусоргского вы встречаете живой pendant ко всему этому, — писал Стасов, — его романсы "Сиротка" ... и его "Спи-усни, крестьянский сын" . . . столько же трагичны и столько же чудесны по красоте, как картина Перова.
"Холодом-голодом греюсь, кормлюся я", — со щемящим выражением и прерывающимся голосом лепечет "Сиротка", "Бранью-побоями, страхом-угрозою добрые люди за стон голодный мой потчуют.. Нет моей силушки .. ." Та же доля и у "крестьянского сына" А. Н. Островского, которого стихи передал Мусоргский с неподражаемым выражением тяжелого горя, чувства и музыкальной красоты . . ."
Родственно "Тройке" и замечательное стихотворение Н. А. Некрасова "Плач детей", в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города.
Несмотря на то, что Перов никогда не претворял свои творческие замыслы в серии картин, логическая связь между отдельными его холстами объединяет их в своеобразные живописные повествования. В произведениях Перова разных лет можно прочитать и сатирический рассказ о монашеском чревоугодии, и трагическую повесть о судьбе русской женщины (прекрасно дополняемую литературными заметками художника "На натуре. Фанни под № 30"), и грустный рассказ о жизни крестьянских детей. Художник начинает его картиной "Проводы покойника", продолжает в "Тройке". Ту же тему он очень тонко раскрывает в картине "Спящие дети", изображающей убогое нищенское ложе, на котором по-детски сладко спят одетые в лохмотья мальчик и девочка. И, наконец, она же затрагивается в уничтоженной Перовым картине "Очередные у бассейна" — работе, во многом напоминающей "Тройку".
"Тройка" не только сюжетно связана с "Проводами покойника". Большую роль в обеих картинах играют психологические характеристики, а также эмоциональный строй пейзажа и колорита. Удачно использует здесь Перов и то противопоставление, которое было однажды найдено им в "Проводах покойника": весело бегущая собачка, храбро вступающая в поединок с ветром, здесь также подчеркивает по контрасту основную мысль произведения.
Конечно, "Тройка" несколько уступает "Проводам покойника" в лаконичности и благородной простоте выражения авторского замысла. Она более однообразна и по колориту. В какой-то мере снижают художественную ценность картины элементы сентиментальности, особенно в обрисовке крайнего мальчика справа. Тем не менее большой социальный смысл, который художник вложил в эту работу, глубокий драматизм ее жизненного содержания и мастерство исполнения ставят "Тройку" в ряд выдающихся полотен русского искусства.
Замечательные полотна. Л., 1966. С.214
Перов Василий Григорьевич