МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Портрет В. И. Майкова
Дата создания: 1765г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Путивль
Портрет балерины А.П.Павловой
Похищение Европы
Купец
Купчиха за чаем

Созданные в то же время
Портрет В. И. Майкова
Академия Художеств

Того же типа
Спас из Елеазарова монастыря
Борис и Глеб
Спас
Богоматрь Одигитрия
Борис и Глеб с житием

В том же жанре
Завтрак аристократа (Не в пору гость)
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. Эскиз
Проповедь в селе
Тайная вечеря
"Тройка"


Произведение
Собор Смольного монастыря
Собор Смольного монастыря


Персоналия
Джигарханян Армен Борисович
Джигарханян Армен Борисович


Рокотов Ф.С. Портрет В. И. Майкова
Рокотов Ф.С. Портрет В. И. Майкова
Автор: Рокотов Ф.С.


   Портрет В. И. Майкова, написанный Рокотовым около 1765 года, по уровню мастерства, по глубине раскрытия внутренней сущности образа, по объективности и психологической проникновенности является одним из самых совершенных созданий художника.
    Поэт Василий Иванович Майков (1728—1778) не случайно привлек к себе внимание великого портретиста.
    В русской культуре второй половины XVIII века Майкову принадлежит заметное и своеобразное место.
    Видный масон, близкий к либеральным московским кругам, связанный дружбой со знаменитым русским просветителем Н. И. Новиковым, Майков
был вместе с тем крупным чиновником; он занимал посты товарища московского губернатора и, позднее, прокурора военной коллегии. Либеральные и мистические увлечения легко уживались в нем с реакционной и подчас крутой административной деятельностью. Не получив почти никакого образования, самоучкой добившись некоторой культуры, он проявил незаурядный поэтический талант и стал одним из выдающихся представителей группы московских литераторов, возглавленной Сумароковым. В творчестве Майкова, разнообразном и непоследовательном, высокопарные оды совмещаются с грубоватыми "простонародными" баснями, проникнутые мистическим чувством "духовные стихотворения" с полной задорного, подчас соленого юмора "ироикомической" поэмой "Елисей, или Раздраженный Вакх". Современники отзывались о Майкове, как о человеке властном, своенравном и жестоком, но замечательном по уму и дарованиям.
    Сложность этого характера, не лишенного своеобразной внутренней силы, должна была заинтересовать психолога Рокотова.
    Майков изображен в спокойной, естественной позе. Его скромный темно-зеленый кафтан не украшают ни ленты, ни ордена. Художник уже полностью преодолел здесь условную систему приемов репрезентативного парадного портрета, где главную роль играют заученная торжественность движений и осанки, а также многочисленные "околичности", рассказывающие о внешней стороне жизни изображаемого человека. Рокотов проявил виртуозное мастерство в передаче тканей немногими легкими, как бы бегущими мазками, изобразив прозрачность кружевного жабо, мерцание золотого шитья на красном воротнике кафтана. Уверенным и точным композиционным приемом выделено лицо портретируемого, залитое мягким светом, выступающее на затененном фоне. Но живописное совершенство портрета не являлось для художника самоцелью, декоративное решение подчинено психологическомy замыслу.
    Все внимание Рокотова устремлено на внутреннюю характеристику образа. Метко схвачено движение головы, слегка закинутой назад, с выражением высокомерной и надменной презрительности. Полные, чуть улыбающиеся губы и не по возрасту обрюзгшие щеки (в момент исполнения портрета Майкову было около 37 лет) придают модели типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита. Но высокий, открытый лоб и пристальный, несколько насмешливый взор, в котором светятся острый ум и твердая воля, свидетельствуют о подлинной внутренней силе и значительности, присущей этому талантливому человеку.
    Характеристика, созданная Рокотовым, охватывает всю сложную совокупность черт, раскрывающих образ Майкова. Художник становится здесь объективным, проницательным и острым наблюдателем и, ничего не затушевывая, ничего не подчеркивая, показывает человека таким, каков тот был в реальной жизни. В портрете Майкова нет ни идеализации, ни сатиры. Тонко подмеченные индивидуальные особенности не заслоняют типического в образе. Эта сила объективного, правдивого воссоздания действительности ставит портрет Майкова на особое место даже в ряду других шедевров Рокотова. В его более поздних произведениях выступают другие качества. В портрете Майкова нет того проникновенного и вдохновенного лиризма, каким овеяны женские образы, созданные Рокотовым. Но в поздних работах художника лирическое истолкование образа зачастую приводит к утрате психологических и, в конечном счете, познавательных качеств портрета.
   

Замечательные полотна. Л., 1966. С.37



Рокотов Федор Степанович




 



  (c) портал "Культура России"