МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Портрет М.И.Лопухиной
Дата создания: 1797г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Воскресение.Сошествие во ад
Чудо Георгия о Змие
Богоматерь Мати-молебница
Распятие
Троица

Созданные в то же время
Портрет М.И.Лопухиной

Того же типа
Автопортрет
В Крымских горах
Некрасов в период "Последних песен"
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Московский дворик

В том же жанре
Дети
Стога. Сумерки
Царевна-Лебедь
Заморские гости
Портрет Мики Морозова


Произведение
Гумно
Гумно


Персоналия
Иванов Вячеслав Иванович
Иванов Вячеслав Иванович


Боровиковский В.Л. Портрет М.И. Лопухиной. 1797
Боровиковский В.Л. Портрет М.И. Лопухиной. 1797
Автор: Боровиковский В.Л.


    История русского искусства знает произведения, которые являются как бы поворотными вехами в развитии нашей портретной живописи. К числу таких этапных произведений принадлежит портрет М. И. Лопухиной, написанный Боровиковскимв 1797 году.
    Подобно тому как мастера парадного портрета окружали своих персонажей атрибутами, свидетельствующими об их звании и общественном значении, и Боровиковский окружил Лопухину изображениями предметов, помогающих раскрыть ее образ. Такое совпадение в приеме не должно удивлять нас: ведь Боровиковский и сам
был выдающимся мастером репрезентативного портрета. Но в данном случае, в портрете Лопухиной, "околичности" призваны играть совершенно новую, дотоле не свойственную им: роль — выявлять не социальную значимость и общественное положение портретируемого лица, а глубоко интимные стороны его характера.
    Окружением фигуры Лопухиной служит пейзаж, и основной темой портрета становится слияние человека с природой. Для эстетики конца XVIII века эта тема особенно характерна. Правда, в ее решении еще многоусловного — сельская природа, изображенная Боровиковским, воспринимается как декоративный усадебный парк (Лопухина к тому же опирается на мраморный парапет). Но как не отметить, что внимание художника чуть. ли не впервые в русском искусстве привлекают здесь типические особенности национального русского пейзажа — белые стволы берез, васильки, золотистые колосья ржи. Национальный тип подчеркнут и в лице Лопухиной. Боровиковский приближается в этом портрете к образному воплощению русского идеала женской красоты, каким он сложился в конце XVIII века под влиянием идей сентиментализма.
    Лопухина одета в простое белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. Скромность ее наряда как бы противостоит декоративной пышности парадных портретов. На плечи Лопухиной наброшена шаль. Наклон фигуры ритмически повторяется в линиях пейзажа; этим;
    приемом художник снова подчеркивает мысль о единстве природы и человека. Лирическая настроенность портрета выражена и в его колорите, легком и воздушном, построенном на приглушенном звучании белых, сиреневых, серебристых и нежно-зеленых тонов, пронизанных голубоватыми рефлексами.
    Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы;
    ни был нов и характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного. воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Боровиковский не только создал здесь тип, характерный для русской культуры 1790-х годов и овеянный поэтической женственностью, но и сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретною живописи.
    Мысль художника проникает в самые глубины душевного мира его героини. Нельзя не привести здесь стихотворения, которое поэт Я. Полонский посвятил этому портрету:
   
    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
    Но красоту ее Боровиковский спас.
    Так часть души ее от нас не улетела,
    И будет этот взгляд и эта прелесть тела
    К ней равнодушное потомство привлекать,
    Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
   
    В портрете Лопухиной Боровиковскому удалось то, чего не достигли его литературные современники — ни Карамзин в своей "Бедной Лизе", ни поэты карамзинского круга: Боровиковский нашел художественные средства для правдивого выражения эмоциональной жизни человека.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.60



Боровиковский Владимир Лукич




 



  (c) портал "Культура России"