МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Культура России. Музыка.
Период: X-XX века


Церковь Троицы в селе Александровском
Церковь Троицы в селе Александровском

Глазунов  Александр Константинович
Глазунов Александр Константинович


Российский музыкальный сервер

Русская классическая музыка в формате "midi"

Русская классическая музыка в файлах

Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google






Бородин А.П.
Бородин А.П.

   На территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга – это был "оркестр ударных инструментов". Наскальные рисунки, "петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения эпических поэм. В Карелии в 19 веке был записан эпос "Калевала", где герой Вяйнемяйен поет и играет на струнном инструменте – "кантеле". Эти инструменты (по-эстонски "гандель") сохранились, на них можно играть и сейчас. Очень древнее происхождение имеют горловое пение народов Сибири и Дальнего Востока, пляски народов Кавказа. В середине 1 тысячелетия нашей эры в европейской части России расселились славянские племена, прославившие себя как музыканты, певцы и танцоры. Об этом сообщают византийские и германские источники. Известно, что в 591 году аварский хан послал к византийскому императору послами славянских певцов с гуслями. Русские народные песни и пляски формируются в два цикла: один – это песни и пляски, связанные с календарными обрядами (севом, жатвой и др.), другой – с семейными обрядами (свадьбы, похороны). Более индивидуализированы, распевны лирические песни. К эпохе Древней Руси относятся героические былины, "славы", певшиеся князьям, инструментальная музыка (дудки, рога, свирели, бубны, литавры).
    С принятием христианства, из Византии было заимствовано церковное пение вместе со способом его записи – "знаменным" ("крюковым"). Знаки указывали движение мелодии, ритм и длительность звучания; высота звука стала обозначаться только с середины 17 столетия. Эволюция церковного пения шла от речитатива к широкому, длительному распеву. В конце 17 века в Россию из Польши и Украины пришло "партесное пение" (многоголосие, обычно от 3 до 12 голосов) с одновременным и разновременным произнесением текста разными голосами. Крупным мастером-композитором этого типа был москвич "государев дьяк" Василий Титов, автор знаменитого "Многолетия". Со второй половины века сочинялись многолосные песни – "канты" как религиозного, так и светского содержания (в том числе любовные и шуточные). При Петре I особенно популярны были канты-панегирики, воспевавшие успехи государства, армии и флота.
    С 18 века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной записью. Создавались домашние оркестры и театры. Были особенно знамениты крепостные театры Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в Петербурге существовал придворный итальянский театр, для которого работали такие композиторы, как Бальтассаре Галуппи и Доменико Чимароза. В 1780 в Москве был основан первый в России музыкальный Петровский театр. С 1783 года музыкальные спектакли ставились в Петербурге в Каменном театре. Этому примеру последовали провинциальные города. В 18 веке сложилась и русская композиторская школа, впитавшая вольнолюбивые просветительские идеи, интерес к народной песне. Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский были блестящими оперными, инструментальными композиторами. Евстигней Фомин прославился в жанре "песенной" оперы на русские мотивы ("Ямщики на подставе" на текст Н.А. Львова) и в жанре оперы-трагедии ("Орфей" на текст Я.Б. Княжнина). Скрипиач-виртуоз Иван Хандошкин – автор очаровательно мелодичных сонат и вариаций на русские народные темы. Осип Козловский завоевал популярность патриотическими полонезами ("Гром победы, раздавайся!") и "российскими песнями".
    Открытие русской музыки 18 века стало событием недавних лет. Музыка 19 столетия известна гораздо больше. Она открывается романтическими и патриотическими сочинениями Алексея Верстовского (особенно популярна была опера "Аскольдова могила" с ее мрачным таинственным образом Древней Руси), проникновенными бытовыми романсами Алябьева, Варламова и Гурилева. А.Алябьев , М. Глинка и А. Даргомыжский стали основоположниками русской музыкальной классики. Сосланный в Сибирь А. Алябьев лишь недавно стал открыт для публики (знамениты его романсы "Соловей" на слова А.А. Дельвига, "Нищая" на слова П.-Ж. Беранже). Глинка стал знаменит благодаря чудесным романсам на стихи Пушкина и Н. Кукольника, монументальным операм ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила"), мелодичным симфоническим сочинениям ("Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде"), хотя богатство идей композитора раскрыто больше в камерной музыке ("Патетическое трио", секстет). Даргомыжский больше тяготел к бытовым интонациям, народным мелодиям (опера "Русалка"), к выразительному речитативу (опера "Каменный гость") и даже к сатире (песни "Червяк", "Титулярный советник").
    В середине 19 века начался новый подъем музыкальной жизни в России: сложились новые формы концертной деятельности, было образовано Русское музыкальное общество (1859), регулярно проводившее циклы симфонических и камерных концертов. Братья Антон и Николай Рубинштейнна основе музыкальных классов основали Консерватории в Москве и Петербурге. Центром музыкальной жизни стала "могучая кучка" – группа радикальных молодых композиторов, поборников идей народности культуры, художественной правды и общественного служения, - в ее состав входили Милий Балакирев, Цезарь Ким, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Александр Бородин. Мусоргский – революционер в музыке: его оперы-драмы "Борис Годунов" и "Хованщина" поражают естественными интонациями речитатива в сочетании с мощной песенной стихией: его музыка драматична, психологична и часто отличается от острой характерностью (фортепианный цикл "Картинки с выставки", романсы "Блоха", "Семинарист"). Музыка Бородина более лирична, задушевна (опера "Князь Игорь", романсы "Для берегов отчизны дальной", "Сказка темного леса", два квартета); подчас она наделена буйной фантазией, неукротимым темпераментом ("Половецкие пляски" в "Князе Игоре"). Оперы - сказки, былины, исторические драмы Римского-Корсакова("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста") отличаются яркостью, характерностью звучания; оркестровая фантазия "Шехерезада", включаемые в оперы "картины" ("Полет шмеля") удивляют колоритностью, яркостью впечатления. В последних сочинениях ("Золотой петушок", "Пиковая дама") многокрасочны, подчинены сложному симфоническому развитию, что ощущается и в фантастических балетах ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"), и в камерной музыке. Напряженным, трагическим мироощущением проникнуты Пятая и Шестая симфонии, драматические фантазии "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини"), а в концертах для фортепиано и скрипки, в многочисленных и многообразных романсах ощущается гордый творческий дух, идущий к цели через препятствия.
    Вокруг этого поразительно богатого идеями музыкального очага группировались отнюдь не бездарные современники и последователи. Это высокообразованный Александр Соколов, автор опер "Вражья сила", "Рогнеда", Цезарь Кюи – автор нежных романсов, он же "важный генерал", учивший наследника престола искусству фортификации. Александр Глазунов
N/A
Даргомыжский
N/A
Мусоргский
N/A
Римского-Корсакова
N/A
Александр Глазунов

   , автор многих симфоний, прославился романтическим балетом "Рогнеда"; Сергей Танеев, ученик Чайковского и глубокомысленный философ, известен как знаток музыкальной формы; среди русских музыкантов 19 века можно найти множество имен, достойных упоминания.
    Эта высокая культура получила в 20 веке развитие в творчестве двух лидеров, отразивших бурный пафос своей беспокойно эпохи – речь идет о Сергее Рахманинове, великом пианисте, авторе импульсивных и эмоциональных концертов для фортепиано и тонких "этюдов-картин" и об Александре Скрябине – чутком мечтателе, воплотившим в музыке свои яркие, личностные фантазии.
    Рядом с ними выступили экспериментаторы - основоположники музыки 20 века, - Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев - не боявшиеся новых, резких, полных дикой энергии созвучий и тембров. Сергей Дягилев привлек их к "русским сезонам" в Париже, и они ошеломили Европу дерзким напором своих сочинений – Стравинский – балетами "Петрушка" и "Весна священная", оперой "Мавра", Прокофьев – операми "Любовь к трем апельсинам", "Огненный ангел", балетом "Сказка про шута", оригинальными пьесами и концертами для фортепиано.
    В первые годы советской власти параллельно продолжали развиваться как традиционное, так и новаторское направления. К первому можно отнести Глазунова
N/A
Сергее Рахманинове
N/A
Игорь Стравинский
N/A
Сергей Прокофьев
N/A
Глазунова

   , Рейнголда Глиэра (автора балетов "Красный мак", "Медный всадник"), Михаила Ипполитова-Иванова. Второе представлено творчеством "авангардистов" - симфонисты Николай Мясковский, молодой Дмитрий Шостакович.
    В 30-е годы советская власть ориентируется на "массовую культуру", и на первые места выдвигаются авторы оптимистической хоровой песни – Александр Александров, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой. Шостакович и вернувшийся из эмиграции Прокофьев подверглись опале.
    Нормализация музыкальной жизни во второй половине 20 века не только возвратила в концертные залы классическую музыку эмигрантов и "диссидентов", но и обнаружила новые поколения талантливых новаторов, как Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, и даже крайних авангардистов, таких, как Альфред Шнитке, Софья Гайбадуллина, Эдисон Денисов.
   
   

Анатолий Кантор

Чайковский П.И.
Чайковский П.И.
Глазунов А.
Глазунов А.
Лядов А.К.
Лядов А.К.
Рахманинов С. Фотография
Рахманинов С. Фотография
Стравинский И. Фотография
Стравинский И. Фотография
Алябьев А.А. Фотография
Алябьев А.А. Фотография
Мусоргский М.П. Фотография
Мусоргский М.П. Фотография
Григорович Ю.Н.
Григорович Ю.Н.
Лавровская Е.А. Фотография
Лавровская Е.А. Фотография





 



  (c) портал "Культура России"