МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Спас Ярое Око
Дата создания: Начало XIV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Фрески церкви Благовещения в Ярославле
Фрески церкви Федоровской Богоматери
Портрет К.А.Хрипунова
Портрет Хрипуновой
Портрет императрицы Екатерины II

Созданные в то же время
Спас Ярое Око
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская (поясная)
Борис и Глеб
Богоматрь Одигитрия

Того же типа
Покорение Сибири Ермаком
Март
Золотая осень
Весна. Большая вода
Корабельная роща

В том же жанре
Митрополит Петр
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Богоматерь Оранта из Мирожского монастыря
Огненное восхождение пророка Илии


Произведение
Калина красная
Калина красная


Персоналия
Толстой Лев Николаевич
Толстой Лев Николаевич


Спас
Спас "Ярое око"


   Икона "Спас Ярое Око" выдержана в темной, драматической гамме, навеянной византийской палитрой. В смелом, асимметричном очерке головы, в живописной трактовке лица при помощи сочных бликов и отметок, в светлом голубом цвете хитона уже чувствуются новые веяния. Но, с другой стороны, формы носят еще несколько грузный характер, а выражение лица не менее сурово, чем на иконах XII века. Глубокие морщины на лбу и резко обозначенные складки кожи на шее необычны для чисто византийских икон, выполненных в более гладкой манере. Здесь же эти динамичные линии придают образу большую внутреннюю напряженность. Недаром икона заслужила прозвище "Спас Ярое Око". Автор ее как бы стоял на распутье: кое-что он позаимствовал из искусства XIV века, кое в чем остался верен прошлому.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9






 



  (c) портал "Культура России"