МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Спас Ярое Око
Дата создания: Начало XIV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Мостик. Саввинская слобода
Березовая роща
На бульваре
Голова Боярыни Морозовой
Сосны, освещенные солнцем

Созданные в то же время
Спас Ярое Око
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская (поясная)
Борис и Глеб
Богоматрь Одигитрия

Того же типа
Спас
Богоматрь Одигитрия
Борис и Глеб с житием
Борис и Глеб
Борис и Глеб на конях

В том же жанре
Митрополит Алексий
Митрополит Петр
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Богоматерь Оранта из Мирожского монастыря


Произведение
Церковь Троицы в Останкино
Церковь Троицы в Останкино


Персоналия
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич


Спас
Спас "Ярое око"


   Икона "Спас Ярое Око" выдержана в темной, драматической гамме, навеянной византийской палитрой. В смелом, асимметричном очерке головы, в живописной трактовке лица при помощи сочных бликов и отметок, в светлом голубом цвете хитона уже чувствуются новые веяния. Но, с другой стороны, формы носят еще несколько грузный характер, а выражение лица не менее сурово, чем на иконах XII века. Глубокие морщины на лбу и резко обозначенные складки кожи на шее необычны для чисто византийских икон, выполненных в более гладкой манере. Здесь же эти динамичные линии придают образу большую внутреннюю напряженность. Недаром икона заслужила прозвище "Спас Ярое Око". Автор ее как бы стоял на распутье: кое-что он позаимствовал из искусства XIV века, кое в чем остался верен прошлому.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9






 



  (c) портал "Культура России"