МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Шахтерка
Дата создания: 1894г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Звенигородский чин
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Иоанн Предтеча. Из деисусного чина
Богоматерь Ярославская
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля

Того же типа
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Митрополит Алексий
Митрополит Петр
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора

В том же жанре
Явление Христа народу
Новый Рим. Замок Св. Ангела
Портрет А. С. Пушкина
Итальянский полдень
Последний день Помпеи


Произведение
Предметы орденских сервизов (Георгиевского и Владимирского). Завод Гарднера
Предметы орденских сервизов (Георгиевского и Владимирского). Завод Гарднера


Персоналия
Щуко Владимир Алексеевич
Щуко Владимир Алексеевич


Автор: Касаткин Н.А.


   ... Когда посетитель Государственной Третьяковской галереи, познакомившись с картинами художников шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов XIX века, оказывается в зале, где размещены произведения Касаткина, он испытывает такое ощущение, словно перед ним открывается какой-то новый мир образов, чувств, идей.
    И прежде всего он, пожалуй, направится к знаменитой касаткинской "Шахтерке".
    Среди сокровищ русской живописи "Шахтерка" Николая Алексеевича Касаткина занимает весьма почетное место. А ведь это всего лишь этюд, написанный с натуры, — совсем небольшой
холст.
    И все же вряд ли кто безучастно пройдет мимо, не задержится перед ним.
    В центре холста, отделенная от низеньких строений большим серым пространством двора, стоит молодая девушка-шахтерка. Во всем ее облике. в том, как она непринужденно держит конец перекинутой через шею косынки, как, горделиво подбоченившись, смело и чуть насмешливо встречает она взгляд зрителя, в том, как ничто ее здесь не стесняет, видна спокойная уверенность в себе, в своих силах. Эту уверенность еще не обрел кочегар. у Н. А. Ярошенко, ее не было и у других героев картин русских художников этого времени, чья кисть касалась изображения быта рабочих.
   
    Полная обаяния и внутренней теплоты, эта девушка сразу завоевывает симпатии зрителя. Она покоряет не только своей милой женственностью, но и бодрой энергией, которую излучает ее крепкая молодая фигура, ее лицо с решительными чертами, непринужденная манера держаться. В касаткинской "Шахтерке" сочетаются задорный огонек молодости и моральная чистота, благородство и поэтичность, сближающие ее с "Девочкой с персиками" В. Серова. Вместе с тем нельзя не отметить черты психологического развития этих двух образов. "Шахтерке" присущи большая непосредственность и открытое общение со зрителем, ей несвойственно то поэтическое раздумье, которое несколько замыкает в себе высокие чувства юной героини Серова.
    Сложный духовный мир своей "Шахтерки", ее мысли и чувства стремится раскрыть художник. Этим, собственно, и определяется композиция картины. Касаткин почти вплотную приближает фигуру девушки к раме, вводит лишь самый минимум обстановочных деталей, внимательно, точно, очень любовно прослеживает пластику лица и рук, все же остальное пишет более обобщенно.
    Одета шахтерка в серенькую плохонькую потрепанную кофточку и светлую вылинявшую юбку, чуть виднеющуюся изпод темного рабочего фартука. Однако бедность этого рабочего наряда здесь вовсе не акцентирована, больше того, ее почти не замечаешь. Мастерская кисть художника умело раскрыла в убогой одежде шахтерки ее живописное богатство.
    Тональность картины построена на том сером цвете, который так типичен для шахтных мест. Художник не отошел и здесь от правды жизни, но он насытил колорит картины целой россыпью оттенков, то доводя серый цвет до дымчатых тяжелых тонов, то добиваясь жемчужных, легких сочетаний. Живописная красота холста, опятьтаки роднящая его с картиной Серова, придает этому этюду особенное очарование, насыщает его светлым оптимизмом. Манера же письма художника, свободная непринужденность его кисти, удивительно соответствующая характеру образа, при уверенной точности рисунка, сообщают этюду высшую гармонию целостной законченности.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.357



Касаткин Николай Алексеевич




 



  (c) портал "Культура России"