|
Русско-британские культурные связи в XVIII веке. Вторая половина века. Время правления Екатерины II. Классицизм
|
Джозеф Райт из Дерби Кузница |
Русско-британское культурное сближение намечается в период правления Екатерины II, что связано как с личными интересами императрицы, так и с общеевропейским повышением интереса к английской культуре, который достигнет затем своего пика в эпоху романтизма.
Со второй половины XVIII века в России известен английский философ Э. Берк, с которым состояла в переписке Екатерина II. Проводниками его взглядов были дипломаты Дж. Маккартней и С.Р. Воронцов.
В русском восприятии англофилия становится своеобразной альтернативой "галломании". В английском сентиментализме видят противовес французскому классицизму с его излишним рационализмом, в нравстенно-этических ценностях английской культуры ищут спасение от французского вольнодумства, почитаемого вредным для русских умов.
|
Джошуа Рейнольдс Амур развязывет пояс Венеры |
Знакомство русских и британских художников начинается в Италии, куда те и другие приезжают для изучения классического искусства. К 1750 году в Риме в Академии Св. Луки, Французской академии, студиях П. Баттони и Р. Менгса училось около 20 британских художников.
Англичане могли оказать некоторое воздействие на формирование русского классицизма (для России это был первый в ее истории классицизирующий стиль в искусстве, в остальных странах Европы он получил название неоклассицизма). Для классицизма второй половины XVIII века характерен пристальный интерес к реальным остаткам Рима и Греции, изучение раскопок, рисование руин Древнего Рима. Британские теоретики неоклассицизма находились в авангарде этого движения; особенно известен был Г. Гамильтон - художник, теоретик, автор книг и картин на сюжеты "Илиады". Гамильтон был известен А.П. Лосенко, влияние его работ прослеживается в картине "Прощание Гектора с Андромахой". Рисунок Лосенко "Путешествующие" использует английский тип картины-беседы (conversation piece). Можно также предположить, что русские художники обращались к гравюрам с картин Г. Гамильтона, которые упоминались среди пособий, рекомендуемых для обучения.
|
Мороженица из сервиза "Зеленая лягушка" Веджвуд 1773-1774 |
Для развития классицизма в России важную роль сыграл приезд по приглашению Екатерины II шотландца Чарльза Камерона, страстного поклонника античности, известного благодаря фундаментальному труду "Бани римлян". В России Камерон выдавал себя за однофамильца, сына аристократа, участника шотландского мятежа 1745 года (который был другом его отца, и сообщил ему некоторые подробности совей жизни), что позволило архитектору войти в доверие к императрице и получить возможность для реализации своих грандиозных планов. В Царском селе он устроил действующую модель римских бань (терм), описанных в его трактате. Образ античного идеала был воплощен в Агатовых комнатах, Висячем саду, Камероновой галерее. Камерон также был архитектором дворца наследника престола в Павловске, для которого он приготовил не менее грандиозный замысел "возрождения" античности, не реализованный полностью из-за разногласий с Павлом и Марией Федоровной. Ссоры с будущим императором в надежде на поддержку и расположение Екатерины не прошли для архитектора даром - после ее смерти Камерон лишился почти всех должностей. Однако еще до этого ему удалось организовать жизнь целой английской колонии в Царском селе, где начинали работать приглашенные Камероном Уильям Гесте и Адам Менелас.
Работа Камерона оказала важное влияние на развитие русского классицизма, в частности, на творчество Д. Кваренги, А. Воронихина, П. Гонзага.
оглавление
|