КУЛЬТУРА РОССИИ
  ОЧЕРКИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
  РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Российско-британские
культурные связи

Авторские материалы и цитаты



Русско-британские культурные связи в XIX - начале XX века.

Кристина Робертсон
Портрет З.И. Юсуповой. 1840-е гг.
Время романтизма стало пиком увлечения Англией в России. Дальнейшие культурные контакты не менее многочисленны, но хуже изучены. Существенным для представления русской национальной школы живописи в европейском контексте было участие России во Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. В архитектуре английское влияние отразилось в промышленном строительстве, устройстве городов и их пригородов-садов.

В конце XIX - начале XX века Британия, родина социализма, стала притягательной для русской оппозиционной интеллигенции. В конце XIX века в Лондоне выпускались такие журналы и газеты как "Накануне", "Народоволец", "Хлеб и воля"; в Лондоне базировались и устраивали свои съезды русские революционеры. В глазах русских философов и политиков Британская империя была подобна Российской, раздавались призывы к сближению двух империй. В Лондоне устраивались Дягилевские сезоны, тогда же там оживляется интерес к русской живописи и литературе.

После революции число русских эмигрантов, отправившихся в Британию, было небольшим. Среди них были некоторые члены царской фамилии; наиболее влиятельными стали кадеты - англофилы во главе с П.Н. Милюковым (их в Англии какое-то время считали наиболее вероятными претендентами на власть в случае падения большевиков). Из литературной эмиграции наиболее яркая фигура - англофил В.Д. Набоков, приехавший в Британию в надежде продолжить борьбу с большевизмом. В небольшую колонию русской интеллигенции в Британии входили А.В. Тыркова-Вильямс, занимавшаяся журналистикой и писавшая романы, и идеолог евразийства Д.П. Святополк-Мирский.

В Британии эмигрантам не удалось создать такой же закрытой колонии, как в Германии или во Франции. Здесь, в отличие от других стран, русская интеллигенция была вынуждена ассимилироваться, научившись "говорить на языке английской культуры" так, как это произошло с В.В. Набоковым. Однако роль русской эмиграции для приобщения англоязычного мира к русской культуре была очень велика. Кроме того, в Британии существовал также и интерес к советской России. В 1921 Великобритания первой из европейских стран заключила торговое соглашение с СССР, в 1924 - также первой наладила с советской Россией дипломатические контакты. В 1930-е гг. политические и культурные связи между Британией и Россией испытывают постоянные колебания, однако в июле 1934 в Россию приезжает Г. Уэллс, познакомившийся с русскими социал-демократами еще на их съезде 1907 г. в Лондоне. Но это касается отношений между государствами, а в области культуры - значение русского авангарда для формирования такого интернационального явления, как модернизм, переоценить трудно.

В 1930-е годы в Великобритании обосновался русский архитектор Бертольд Любеткин, до этого в 1919 - 1920-е годы учившийся во ВХУТЕМАСе у Родченко и Татлина, работавший в Берлине с Эрнстом Маем и Бруно Таутом, а в 1925 - в Париже с Мельниковым. Приехав в Лондон, в 1932 Любеткин входит в группу "Тектон"; в эти годы архитектура авангарда на островах еще не привилась. Их наиболее значительные постройки - здания Лондонского зоопарка; архитекторы быстро приобретают популярность, у них много частных заказов, но также проектируются многоквартирные дома. Совместно с Любеткиным работает датский архитектор Ове Арвуп, в 1970 - 90-е оказавший влияние на английский хай-тек.


оглавление





  (c) портал "Культура России"   (с) ГИВЦ МК РФ
новости и поддержка - портал Музеи России