Русско-британские отношения в конце XVI - начале XVII века. Британские архитекторы при Михаиле Федоровиче
Однако культурные взаимосвязи России и Британии становятся в первой половине XVII века все более заметными. В 1621 году в Москве появляется британец Христофор Галовей, отрекомендовавшийся как часовых дел мастер. В 1624 ему поручается сменить часы на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля, что он и исполняет, а затем неоднократно исправляет эти часы после пожаров (в 1626 и 1628 годах). Часы состояли из подвижного циферблата, нанесенного на вращающийся цилиндр, и неподвижной стрелки, изображающей луч солнца; при вращении циферблата нужное число, обозначающее час, приближалось к стрелке. К часам был приставлен смотритель, который должен был каждое утро при восходе солнца выставлять их на первый час дня, а вечером, на закате - на первый час ночи, что соответствовало тогдашнему счету суточного времени в Москве.
Галовей был не только часовых дел мастером, но, по всей видимости, он был знаком с архитектурой, так как при смене часов башня получила шатровую надстройку, вместившую колокола для часового звона, украшенную в духе смешения элементов готической и ренессансной архитектуры. В нишах на новой башне были поставлены белокаменные скульптуры, смутившие москвичей своей наготой, для прикрытия которой по указу царя им были сшиты суконные одежды.
Архитектура башни крайне необычна для тогдашнего русского зодчества (которое недавно оправилось от перипетий военного времени и было занято "вспоминанием" своих старых приемов). В 1624-25 годах главные ворота Кремля, построенные вместе со всей крепостью итальянцами в конце XV века, получили готико-ренессансное украшение. По откровенной принадлежности европейской архитектуре оно может сравниться только с "венецианским" фасадом Архангельского собора Кремля, построенного веком раньше Алевизом Новым. Башню поддерживают аркбутаны - характерная деталь готической конструкции, ее украшают многочисленные арки с изысканным стрельчатым завершением, поддерживаемые круглыми "ренессансными" колонками с вьющимся по их стволу резным орнаментом; причудливо совмещаются кирпичная конструкция и скульптурные украшения из белого камня; особенно необычным для России того времени было обилие скульптуры - помимо убранных после одного из пожаров обнаженных статуй, по всей видимости изображавших героев античной мифологии, башня была украшена разнообразными изображениями зверей, в том числе львов и медведей. Стиль украшения Спасской башни Галовея, использующий смешение готики и элементов архитектуры Возрождения, имеет аналогии в дворцовой архитектуре Шотландии конца XVI - начала XVII века.
Кроме Галовея в это же время в Москве работал еще один мастер - Джон Талер, построивший придворную церковь Екатерины в Кремле и оснастивший Кремль водопроводом, устроенным в Свибловой башне, получившей после этого имя Водовзводной. Не исключено, что работа британских и других иностранных архитекторов оказала некоторое воздействие на направленность дальнейшего развития русской архитектуры, которая с 1630-х годов начинает ориентироваться на использование элементов маньеристической архитектуры северной Европы (в противоположность итальянским мотивам в зодчестве XVI века).